Когнитивные нарушения у детей | ЦСМ «Эксперт»

Когнитивные нарушения у детей

Логопед Ихсанова А. Ф.

kognitivnye-narusheniya-u-detej
Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.

✓ Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям?

➢ Обратите внимание на:

• задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.;

• слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр.);

• недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр.);

• развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;

• ориентирование ребёнка в пространстве (понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

• связанность изложения своих мыслей;

• понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.


➢ К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

1) внутриутробная гипоксия;

2) гипоксия в родах;

3) родовые травмы;

4) инфекционные заболевания центральной нервной системы;

5) недостаток витаминов в раннем возрасте;

6) травмы головного мозга.

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50 % от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2 %. В общей массе травм головы очень часто (до 30 % – 45 % случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

✓ Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

➢ Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

• учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память;

• развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций;

• пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи;

• составляйте рассказы по картинкам;

• находите отличия в одинаковых картинках, в т. ч. на скорость;

• считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств;

• играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию;

• собирайте пазлы;

• составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления);

• с маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.

С уважением и пожеланиями здоровья, специалист Ихсанова Адэля Фарраховна - логопед Центра семейной медицины "Эксперт".